Главная > публикации > Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием кубиков Н. Зайцева

Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием кубиков Н. Зайцева

Гроздова Татьяна Григорьевна,
воспитатель МАДОУ детский сад № 207,
г. Барнаул.

«В своей работе я использую кубики Зайцева – популярную методику обучения чтению. В процессе знакомства с этой методикой, я пришла к выводу,  что это уникальное развивающее пособие, не только, как методика обучения грамоте и обучения чтению.

  • При помощи работы с кубиками Зайцева обогащается активный словарь детей;
  • Развивается грамматически правильная диалогическая и монологическая речь;
  • Формируется словарь; развивается фонетический слух;
  • Совершенствуется грамматический строй речи, т.е. развивается речь ребенка дошкольного возраста.
  • И это одна из тех методик, которая вызывает большой интерес не только у педагогов, но и многих родителей.»

Обобщение педагогического опыта  по этой методике, грамотное построение работы читайте в приложенной статье Гроздовой Т.Г.

Речь – удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Гегель

Развитие речи в жизни любого человека играет огромную роль. Ведь каждый должен в совершенстве владеть словом. С человеком, который владеет красивой, правильной, простой речью, приятно и интересно общаться. Чтобы стать достойным внимания требуется большая работа и много времени. Для этого необходимо развивать речь с детства.

Многие выдающиеся отечественные ученые Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, О. И. Соловьева и другие занимались задачами и проблемами становления речи детей дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов реализуются так называемые вариативные программы, в которых рассматриваются современные требования к речевому развитию дошкольников.

В своей работе я использую кубики Зайцева – популярную методику обучения чтению. Знакомясь с этой методикой, в процессе работы, пришла к выводу, что эта методика — уникальное развивающее пособие, не только, как методика обучения грамоте и обучения чтению. При помощи ее обогащается активный словарь детей; развивается грамматически правильная диалогическая и монологическая речь; формируется словарь; развивается фонетический слух; совершенствуется грамматический строй речи, т.е. развивается речь ребенка дошкольного возраста. И это одна из тех методик, которая вызывает большой интерес не только у педагогов, но и многих родителей.

Согласно требованиям ФГОС ДО всю свою деятельность строила по трем направлениям: работа с детьми, с родителями и создание развивающей речевой среды.

 В работе с детьми

перед собой поставила задачи, которые сводились к тому, чтобы научить ребенка читать, развивать устную речь, способствовать обогащению словарного запаса, развивать интерес, вкус к самостоятельному чтению, развивать у детей память, мышление, воображение, слух, мелкую моторику рук.

В этом направлении применяю различные методы и приемы. Основной метод — игровой. Такие занятия проходят только в игровой форме, дети в процессе двигаются, поют, танцуют, прыгают.

С кубиками Зайцева по воспитанию звуковой культуры речи у детей младшего возраста предлагаю такие игровые приемы, которые помогают четко услышать звук, склад. Например: Принеси кубик, который тебе понравился. Спой песенку, как я. Теперь споем песенку громко (тихо), долго (медленно). Такого рода упражнения учат детей слышать и четко произносить гласные и согласные звуки данного возраста, укрепляют речевое дыхание, развивают голосовой аппарат.

В старшем возрасте использую игровые приемы, которые закрепляют правильное и отчетливое произношение звуков, складов. При этом помогают мне потешки, чистоговорки. Например: при закрепление звуков с-з: Найди и принеси кубик, на котором живет песенка С. Пропойте эту песенку тихо (громко). Какой это звук (согласный, глухой)?  Кубик переворачиваю и дети пропевают грани, склады СА, СО, СУ, СЭ, СЫ. Затем дети по чистоговоркам находят нужную грань, склад или вспоминают чистоговорку по показанному складу.

Са-са-са, са-са-са — у сосны стоит лиса,
Си-си-си, си-си-си — мы едем мимо на такси.
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Дети придумывают слово на этот звук или слово, в котором есть такой звук (в начале, конце, середине), определяют место звуку. Например: собака, нос  или на определенный склад: СО – сок, СУ – суп и т.п. Составить эти слова из кубиков. Определить, сколько слогов в этих словах, придти к выводу, что это короткие слова. Они придумывают длинные слова, в которых несколько слогов и составляют эти слова из кубиков. При работе с карточками, на которых написаны слова (Методическое пособие Зайцева «240 картинок»), предлагаю найти слова, в которых есть этот звук. Например из серии «Животные», детям предоставляю вниманию 5-6 карточек (со временем можно увеличить количество карточек) с изображением животных и их написанием. Задание: Кто найдет карточку, на котором написано слон, собака, лось и т.п. После карточки перемешиваю и игра продолжается. Задание усложняется, если карточки перевернуть на другую сторону, на которой нет изображение животных, а только записаны слова. Задание: Найдите слова: слон, собака, лось и т.п.

Такие упражнения формируют у детей правильное звукопроизношение, развивают фонетический слух, развивают голосовой аппарат, учат составлять слова из кубиков, учат детей читать, развивают речь.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендую игры и упражнения с кубиками Зайцева по формированию словаря такие как, например: Я назову слова, а вы мне назовите общим словом. Хотели бы, что бы я это слово составила? Кто сам составит это слово. Стол, стул, кровать – мебель. Репа, помидор, огурец – овощи и т.п.

Можно наоборот, при моей помощи мы составляем из кубиков обобщающее слово, а затем дети называют и составляют слова, которые относятся к обобщающему слову.

По формированию словаря в старшем дошкольном возрасте применяю кубики:

  • при подборе существительных к прилагательному. Например:

У тетрадного листочка
И у сахара кусочка,
И у соли, и у мела
Цвет какой бывает? -…( Белый).  

— Что бывает белым? Запишите, при помощи кубиков, что бывает белым?

  • при подборе слов с противоположным значением в игре «Наоборот». Дети разбираются на две команды. Задание: первой команде придумать и составить слово, а второй команде – составить слово из кубиков с противоположным значением. Например: далеко – близко, белый – черный и т.п.
  • при подборе слов со сходным значением. Например:

Он в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий,
Верный…   (друг).

— Сходное слово – товарищ и т.п.

При работе с карточками из серии «Животные», «Продукты питания» и др. мы составляем творческие рассказы. Например: Хотели бы сегодня пойти в магазин? В нашем магазине продаются: сосиски, сахар, чай, кура и т.п. (дети находят карточки с названными «продуктами»). Хотели бы вы составить рассказ о том, как я пошла в магазин. Я начну, а вы продолжите. «Утром рано я проснулась, умылась и решила позавтракать, но у меня не оказалось масла и я пошла в магазин и……». Или: Хотели бы вы попасть в зимний лес? В зимнем лесу живут: лось, кабан, волк, лиса и т.п (дети находят карточки). Представьте себе, что вы на лыжах едите по зимнему лесу и встретили…… Он заговорил «человеческим голосом» и попросил вас о …..

При составление таких рассказов развивается связная речь детей. Дети сами придумывают концовку рассказов. Они с интересом сочиняют или начало рассказа, предлагая мне придумать конец. Очень нравятся им придумывать рассказы, когда кто- то оживает или превращается.

Хотелось поделиться опытом, как карточки помогают мне в моей деятельности с детьми  по развитию грамматического строя речи. На каждой карточке черным цветом выделен ударный слог, который мы с детьми находим, т.к. многие дети к концу старшей группы уже читают и, работая с карточками, приходим к выводу, что в образовании однокоренных слов ударный звук, в некоторых словах, меняется. Например: Кто хочет найти среди карточек слово «Медведь»? Назовите ударный слог? Когда их много – это … (медведи). Изменился ли ударный слог? Когда много маленьких медведей — … (медвежата). В этом случае ударный слог изменился.

 В таком упражнении можно и повторить: Какое это животное? Сколько слогов? Какой первый? и т.п.

Кто хотел бы найти слово «Пчела»? Пчела – это …(насекомое). Назовите ударный слог? Когда их много – это …. (пчелы). В таком случае ударный слог тоже изменился.

В работе с родителями

Как указано в Примерной основной образовательной программе дошкольного образования, семья является институтом первичной социализации и образования, который оказывает большое влияние на ребенка в любом возрасте. Поэтому в своей работе я старалась привлекать к образовательному процессу родителей (законных представителей) воспитанников. Только в тесном сотрудничестве и диалоге обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде.

Родители нуждаются в положительном опыте, так как из-за занятости родителей, ребенок остается один на один с собой. Современные дети много времени проводят за компьютером, речь детей становится скудной – она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами из мультфильмов. Дети не могут пересказать то, что они увидели или услышали.

Поэтому в своей работе старалась сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Цель данного направления: вовлечь родителей в единое образовательное пространство.

Провела с родителями ряд открытых мероприятий и использованием кубиков Н.Зайцева, провела индивидуальные беседы заинтересованных родителей по обучению чтению детей по данной методике.

Создание развивающей речевой среды

Доказано, что на развитие речи дошкольника большое влияние оказывает развивающая среда.

Цель данного направления: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

В группе создан уголок, который называется «Речевичок». Уголок эстетически оформлен, привлекателен для детей. Игровой материал доступен детям, это и слоговые таблицы и набор кубиков.

Таким образом, в ходе моей целенаправленной работы по методике Н. Зайцева, пришла к выводу, что эта методика эффективна во всех направлениях по развитию речи детей дошкольного возраста. Конечно, красной линией проходит обучение детей чтению, но игры, упражнения, которые этому способствуют, направлены и на развитие грамматического строя, на развитие звуковой культуры речи, развития монологической и диалогической речи.

Дети с желанием работают с кубиками. Появился интерес к чтению. У детей значительно увеличился словарный запас и расширился круг знаний об окружающем мире.

Вас так же может заинтересовать...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *