Главная > публикации > Что такое мелкая моторика, и почему она так важна

Что такое мелкая моторика, и почему она так важна

Работу выполнила  Жангазина Лена Юрьевна,

воспитатель МАДОУ  Детский сад №207 

«Ручеек» комбинированного вида

Ещё во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – ещё одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определённые точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук и развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение звуков, развивают речь ребёнка.  А известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

 И наши предки наверняка о чём-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-воровка», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь такие простые манипуляции пальчиками, а сколько пользы.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисть руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействуют с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Для развития точной ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и др.

Как же лучше развивать мелкую моторику

Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне поспособствовать ей, развивая мелкую моторику ребёнка. Кисти рук – представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции – двойная польза!

Основные занятия

  1. Массаж. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятия, великолепно активизирует речевые центры мозга.

Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии, он даст отличные результаты.

  1. Фасолевые ванны. В миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, мелкие крупы, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Ребёнок опускает руки в фасоль и выискивают мелкие предметы, перебирает, пересыпает, перемешивает, растирает в руках. Эффект: массаж, развитие координации пальцев.
  2. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и способствует улучшению речи.
  3. Мозаика. Игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
  4. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков сороку-воровку, ладушки, козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с ребёнком играми, ведь гимнастика для пальчиков способствует не только речевому развитию, но и всестороннему развитию.
  5. Шнуровки. Сейчас в магазинах развивающих игрушек, достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурованием ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т.д.)
  6. Игры с пуговицами и бусинками. Нанизывание на нитку, застёгивание пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький. Работа бисером и бросовым материалом всегда оказывает благоприятное воздействие на малыша. При работе создаётся атмосфера увлечённости, сотворчества взрослого и ребёнка. У детей формируется умения работать со схемой. Развивается эстетический вкус, умение видеть красоту форм, пропорций, цвет, цветосочетание.
  7. Пазлы. Красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
  8. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Используйте творческий подход, занимайтесь со своим любимым  ребёнком. Все занятия сопровождайте сказками, эмоционально окрашенной речью, продумыванием новых рассказов. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Включайте в игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовите из теста — выделите кусочек. И конечно же, много говорите, обсуждайте всё, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога!

Вас так же может заинтересовать...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *